Особенности подросткового возраста
Подростковый
возраст - сложный ответственный период становления личности (по Л.И. Божович,
это период второго рождения личности), в котором формируется социальная
направленность и моральное сознание: нравственные взгляды, суждения, оценки,
представления о нормах поведения, заимствованные у взрослых. Путь овладения ими
происходит через реальные отношения, через оценку их деятельности взрослыми.
Например, не сразу подростки осознают, что волю закаляет и обучение, что открытое
признание своих ошибок свидетельствует о смелости, что осознание своей вины -
шаг к ответственности
Возрастные
особенности младшего подростка:
Ø потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
Ø интенсивный рост тела и половое созревание;
Ø неравномерность физического развития и нервной системы (из-за этого у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Ø повышенная утомляемость(из-за возрастного несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы - сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.)
Ø стремление обзавестись верным другом;
Ø стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
Ø повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
Ø стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
Ø отсутствие авторитета возраста;
Ø отвращение к необоснованным запретам;
Ø восприимчивость к промахам учителей;
Ø переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
Ø отсутствие адаптации к неудачам;
Ø ярко выраженная эмоциональность;
Ø требовательность к соответствию слова делу;
Ø повышенный интерес к спорту;
Ø увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Появляется ориентация на будущее: мечты, идеалы, перспективные планы, отдаленная цель. Однако для подростка характерен и отказ от поставленной цели вопреки ее объективной значимости, ибо воля еще слаба. Подростки чаще действуют под наиболее сильным мотивом, саморегуляцией поведения они еще не обладают, и сами признают отсутствие у себя волевых качеств.
Задачей родителей и педагогов является развитие у подростков волевого поведения, использование для этого эмоционально привлекательных целей, поддержка их намерения и представления о возможности достичь оптимального уровня притязаний.
У подростков в волевом акте еще слабо представлена исполнительская часть. Глазами подростков основной причиной их неуспеваемости в школе является лень. Практика показывает, что не меньшее значение имеет обеспечение познавательной мотивации, развитие интересов. Для подростков характерна легкость возникновения переживаний, эмоционального напряжения, им трудно сдерживать свою радость, горе, обиду, гнев. Их эмоции отличаются ригидностью - инертностью, негибкостью, даже тенденцией к самоподдержке. Подростки "купаются" в собственном горе или в чувстве вины. Они испытывают удовольствие от любых переживаний, испытывают потребность в сильных эмоциональных насыщениях. Противоречивые устремления, которые возникают довольно часто, еще больше усиливают общий эмоциональный фон, что приводит к возникновению состояния аффекта. Аффективное состояние может быть достаточно длительным и возникать по незначительному поводу. Надо учить подростков владеть своими эмоциями, осознавать их, говорить о них, проявлять в культурных формах.
Моральная мотивация еще не является устойчивой, поэтому подросток легко поддается внушению, таким формам социального поведения, которые делают его взрослым в собственных глазах.
Иногда случайная фраза, комплимент или улыбка надолго нарушают покой душевной жизни подростка.
Самооценка
имеет общий характер и еще занижена: подростки преувеличивают свои недостатки,
успехи несколько занижают. Но под заниженной самооценкой может скрываться
высокий уровень притязаний, на основе чего развивается феномен "дискомфорт
успеха". Подросток, имея такую самооценку, обесценивает достижения своих
ровесников, радуется их неудачам. Такая конфликтная самооценка возникает при
завышенных требованиях со стороны родителей, или пессимистических
представлениях о возможностях своего сына или дочери. У подростка тогда
возникает сильная реакция даже на справедливые замечания. Он ищет внешние
причины для оправдания своих реальных неудач или тех, что прогнозируются. Такой
"эффект неадекватности" требует поиска психологической защиты в виде
обесценивания успехов других.
Способы
помощи детям в преодолении тревожности:
Ø Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Ø Доверяйте ребенку.
Ø Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за
что.
Ø Демонстрируйте образцы уверенного поведения,
будьте во всем примером ребенку.
Ø Не предъявляйте к ребенку завышенных
требований.
Ø Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Ø Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Ø Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Ø Не унижайте ребенка, наказывая его.
Ø Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет
других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша
учительница понимает, лучше меня слушай!».
Ø Помогите ему найти дело по душе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий