Проблемные
ситуации в школе и пути их решения
Проблемная
ситуация: Дети шумят на уроке
|
Причины
|
Пути
решения
|
|
Переходный
возраст учащихся
|
1)
Изучить литературу по возрастной
психологии подростков;
2)
Сменить стиль общения и преподавания;
3)
Провести психологический тренинг;
4)
Изменить соотношение устной и письменной
работы на уроке в сторону увеличения письменной
|
|
Выражение
протеста против учителя
|
1)
Выяснить причину протеста;
2)
Найти эмоционального лидера и провести с
ним воспитательную беседу;
3)
Провести беседу со всем классом в
присутствии классного руководителя
|
|
Привлечение
внимания учителя
|
1)
Не обращать внимания на попытки учеников
отвлечь учителя от хода урока;
2)
Найти индивидуальный подход
|
|
Отсутствие
интереса учащихся к теме урока
|
1)
Найти связи темы урока с жизненным опытом
учащихся;
2)
Применять наглядность на уроке;
3)
В связи с разным типом восприятия
окружающего мира (аудиалы, визуалы, кинестетики) сочетать разные формы
деятельности учащихся на уроке
|
|
Активная
деятельность учащихся на предыдущем уроке
|
1)
Перейти с устной работы на письменную в
начале урока;
2)
Провести физминутку
|
|
Монотонное
изложение нового материала учителем
|
1)
Изменить форму изложения нового
материала;
2)
Ссылаться на жизненный опыт учащихся при
изучении новой темы;
3)
Использовать наглядность на уроке
|
|
Наличие
отвлекающего фактора
|
1)
Устранить отвлекающий фактор;
2)
Переключить внимание учащихся к теме
урока
|
|
Низкая
успеваемость в классе по данному предмету
|
1)
Излагать материал на более доступном
уровне;
2)
Связывать материал урока с жизненным
опытом учащихся;
3)
Организовать дополнительные занятия по
предмету для неуспевающих
|
Проблемная ситуация: Неадекватная
реакция ученика на замечания учителя (если учитель просит помолчать,
ученик начинает разговаривать громче; если учитель просит присесть, ученик
начинает ходить по классу во время урока и т.д.)
|
Причины
|
Пути
решения
|
|
Ученик
хочет привлечь внимание окружающих
|
1)
Провести воспитательную беседу с
учеником;
2)
Переключить внимание других учащихся с
этого ученика на ход урока
|
|
Ученик
хочет привлечь внимание учителя
|
1)
Не обращать внимания на попытки ученика
привлечь внимание;
2)
Поговорить с классным руководителем о
ребенке, выяснить характер отношений его с родителями (если их нет, то с
лицами, их заменяющими);
3)
Провести беседу с учеником и выяснить
причину его поведения;
4)
Сделать ученика своим помощником на уроке
|
|
Ученик
не понимает, что такое дисциплина, и не принимает нормы, установленные школой
|
1)
Изучить литературу по возрастной
психологии;
2)
Провести беседу с классным руководителем,
с родителями;
3)
Провести беседу с ребенком в присутствии
родителей и школьного психолога
|
|
Ученику
тяжело дается данный школьный предмет
|
1)
Провести беседу с учеником;
2)
Позаниматься с учеником дополнительно по
данному предмету;
3)
Чаще вызывать ученика к доске, чтобы
следить за усвоением им материала урока;
4)
Поговорить с родителями ученика,
поставить их в известность о его низкой успеваемости по данной дисциплине
|
|
Ученику
легко дается данная школьная дисциплина
|
1)
Дифференцировать работу на уроке в
расчете на слабых и сильных учеников;
2)
Следить, чтобы ученик всегда был занят на
уроке. Если он выполнил задание учителя, то дать ему следующее и уровнем
выше, чем для остальных учащихся;
3)
Привлечь ученика к факультативам и
олимпиадам по данному предмету
|
|
Учитель
в силу молодого возраста или в силу других причин не имеет авторитета для
данного ученика
|
1)
Провести беседу с учеником и найти к нему
индивидуальный подход;
2)
Попытаться заинтересовать ученика своим
предметом;
3)
Не
подключать для решения проблемы классного руководителя, родителей и т.д.
|
Проблемная
ситуация: Учащиеся систематически не готовятся к уроку
|
Причины
|
Пути
решения
|
|
Учащиеся
считают, что данный предмет не нужен для их дальнейшей жизни
|
1)
Провести беседу с классом, попытаться
объяснить, что изучение всех предметов в школе является необходимым условием
для их общего развития;
2)
Связывать предмет с жизненным опытом
учащихся, постараться на каждом уроке проводить параллели между темой урока и
практическим применением полученных на уроке знаний;
3)
Попытаться заинтересовать учащихся данным
предметом. Например, организовать несколько внеклассных мероприятий по
предмету и постараться всех учащихся подключить к участию в нем
|
|
Учитель
не имеет авторитета в классе
|
1)
Сменить стиль общения с учащимися;
2)
Провести тренинг на сближение или другое
внеклассное мероприятие, чтобы найти контакт с детьми в неформальной
обстановке
|
|
Учащиеся
не успевают по данному предмету
|
1)
Излагать новый материал на доступном для
учеников уровне;
2)
Использовать наглядность на уроке;
3)
Дифференцировать задания для учащихся в
соответствии с их уровнем развития и подготовки;
4)
Решать на уроке типовые задания и
разбирать примеры, чтобы учащиеся смогли дома самостоятельно справиться с
домашним заданием по образцу;
5)
Приводить интересные факты на уроке,
развивать у учащихся познавательный интерес;
|
|
Учащимся
неинтересен данный предмет
|
1)
Провести внеклассное мероприятие по
предмету;
2)
Организовать выездную экскурсию по
предмету или беседу с человеком, имеющему отношение к данной дисциплине;
3)
Способствовать появлению интереса
учащихся к поиску дополнительной информации к уроку. Например, посредством
подготовки реферата или мультимедийной презентации на оценку;
4)
Поощрять активность учеников на уроке и
их домашнюю работу положительными оценками
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий