7 июня 2017 г.

Советы для учителей начальной школы,
 работающих с детьми с особыми потребностями
                                             (с легкой умственной отсталостью)
  1. Перед началом обучения ребенка с легкой умственной отсталостью подробно ознакомиться с его анамнестическими данными. С этой целью пообщаться с родителями ребенка; изучить медицинские справки; понять, в чем заключается первопричина (родовая или послеродовая травма, болезнь в ранний период, влияние медикаментов и т.д.).
  2. Изучить специальную медицинскую и педагогическую (дефектологическую) литературу с целью выяснения влияния повреждений (родовые травмы, болезни, психические заболевания и т.д.) на процессы обучения и развития.
  Детально изучить особенности развития психических процессов ребенка с легкой умственной отсталостью (состояние памяти, внимания, мышления, темп работы, работоспособность, проявления поведения, состояние эмоционально-волевой сферы и т.п.).
  3. Ознакомиться с современными педагогическими подходами и методиками, которые применяются в специальных школах при обучении детей с легкой умственной отсталостью. Необходимо в школе иметь учебные программы (соответствующего класса), чтобы иметь представление, какими задачами умениями и навыками должны овладеть умственно отсталые дети на конец учебного года.
  5. Зная специфические особенности психических процессов умственно отсталых детей, корректировать их в процессе обучения; учитывать при обучении; учитывать при планировании деятельности:
  • Умственно отсталые дети обычно имеют слабую память, поэтому материал надо подавать небольшими «дозами» и обращать внимание на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять дидактические игры и только после усвоения этого материала давать сложный новый материал.
  • У умственно отсталых детей возбуждено активное внимание. Надо применять наглядный материал для ее активизации, чередовать виды деятельности (более сложные задачи чередовать с легкими).
  • У умственно отсталых детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него и надо опираться в составлении учебного материала. Для этого следует применять понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
  • Дети с легкой умственной отсталостью имеют пониженные темп работы и работоспособность. Значит, для них необходимо уменьшить объем задач и их количество. А сложность должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с заданием соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо только вставить соответствующую орфограмму или числовой ответ (и вовсе нет необходимости переписывать эту задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточные навыки письма)
  • Дети с легкой умственной отсталостью обычно не имеют достаточных навыков самостоятельной работы. Нужен постоянный контроль за выполнением ими задачи (чтобы они не теряли внимания и направления деятельности).
  • Дети с ограниченными умственными возможностями нуждаются неоднократного повторения учителем инструкции по выполнению той или иной задачи. Поэтому учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, чего от него требуют, и только после этого разрешить выполнить задание. В случае необходимости, следует дать ученику дополнительные пояснения по выполнению задачи.

  • Уметь поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, стремление к познавательной деятельности; предотвращать различные изменения в психической деятельности, поведении и общем состоянии ребенка и адекватно реагировать на них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий