Советы для учителей начальной школы,
работающих с детьми с
особыми потребностями
(с
легкой умственной отсталостью)
1. Перед началом обучения ребенка с легкой
умственной отсталостью подробно ознакомиться с его анамнестическими данными. С
этой целью пообщаться с родителями ребенка; изучить медицинские справки; понять,
в чем заключается первопричина (родовая или послеродовая травма, болезнь в
ранний период, влияние медикаментов и т.д.).
2. Изучить специальную медицинскую и педагогическую
(дефектологическую) литературу с целью выяснения влияния повреждений (родовые
травмы, болезни, психические заболевания и т.д.) на процессы обучения и
развития.
Детально изучить особенности развития
психических процессов ребенка с легкой умственной отсталостью (состояние
памяти, внимания, мышления, темп работы, работоспособность, проявления
поведения, состояние эмоционально-волевой сферы и т.п.).
3. Ознакомиться с современными
педагогическими подходами и методиками, которые применяются в специальных
школах при обучении детей с легкой умственной отсталостью. Необходимо в школе
иметь учебные программы (соответствующего класса), чтобы иметь представление,
какими задачами умениями и навыками должны овладеть умственно отсталые дети на
конец учебного года.
5. Зная специфические особенности психических
процессов умственно отсталых детей, корректировать их в процессе обучения;
учитывать при обучении; учитывать при планировании деятельности:
• Умственно отсталые дети обычно имеют слабую
память, поэтому материал надо подавать небольшими «дозами» и обращать внимание
на многократное повторение изученного материала. С этой целью разнообразить
приемы и виды работ на закрепление изученного материала, применять
дидактические игры и только после усвоения этого материала давать сложный новый
материал.
• У умственно отсталых детей возбуждено
активное внимание. Надо применять наглядный материал для ее активизации,
чередовать виды деятельности (более сложные задачи чередовать с легкими).
• У умственно отсталых детей преобладает
конкретно-наглядное мышление. На него и надо опираться в составлении учебного
материала. Для этого следует применять понятную яркую наглядность (предметные
картинки, счетный материал, рисунок-схему к задаче и т.д.).
• Дети с легкой умственной отсталостью имеют
пониженные темп работы и работоспособность. Значит, для них необходимо
уменьшить объем задач и их количество. А сложность должна быть доступной. Для
этого детям можно давать индивидуальные карточки с заданием соответствующей
сложности и перфокарты, в которые надо только вставить соответствующую
орфограмму или числовой ответ (и вовсе нет необходимости переписывать эту
задачу в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточные навыки письма)
• Дети с легкой умственной отсталостью обычно
не имеют достаточных навыков самостоятельной работы. Нужен постоянный контроль
за выполнением ими задачи (чтобы они не теряли внимания и направления
деятельности).
• Дети с ограниченными умственными
возможностями нуждаются неоднократного повторения учителем инструкции по
выполнению той или иной задачи. Поэтому учитель должен убедиться, как и
насколько точно ученик понял, чего от него требуют, и только после этого
разрешить выполнить задание. В случае необходимости, следует дать ученику
дополнительные пояснения по выполнению задачи.
• Уметь поддерживать у ребенка уверенность в
своих силах, стремление к познавательной деятельности; предотвращать различные изменения в психической
деятельности, поведении и общем состоянии ребенка и адекватно реагировать на
них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий