Ссылка на учебник
Урок № 4
Тема: «Правописание префиксов пре-/при- в глаголах»
Цели:
o
закрепить знания об употреблении
приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить
правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;
o
продолжить формирование умения
определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с
приставками неясного значения
o
развивать умение находить слова с
данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу,
употреблять в конкретной речевой ситуации
o
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Теоретический материал.
Предлагаю вам вспомнить, когда мы пишем приставку при-, а когда – пре-.
Приставка пре-:
имеет
значение «очень».
пишется
в словах «приблизиться», «пришить».
имеет
значение неполноты действия.
имеет
значение «пере-».
пишется
в словах «прекрасная», «премудрая».
Приставка при-:
ü Значение «приближения»
ü Значение
«присоединения»
ü Значение
«территориальной близости»
ü Значение
неполноты действия
2. Практика.
2). Задание1. Вставьте
в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и
пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
Задание 2. Вставьте пропущеные буквы и укажите
значение префиксов (слова распределить по двум колонкам)
Пр..увеличивать, пр..шить, пр..открыть, пр..рвать, пр.-градить, пр..ображать, пр..гибать, пр..думать, пребывать, пр..ласкать, претворить (в жизнь), претворить (дверь), пр..одолеть.
Пр..увеличивать, пр..шить, пр..открыть, пр..рвать, пр.-градить, пр..ображать, пр..гибать, пр..думать, пребывать, пр..ласкать, претворить (в жизнь), претворить (дверь), пр..одолеть.
Задание 3. Составьте предложения с данными
попарно словами. Обозначьте морфемы в выделенных словах. Родственны ли эти
слова?
Пребывать —
прибывать, предать — придать, презирать (ненавидеть) — призирать (давать
приют), препираться — припереть, претерпеть — притерпеться.
Задание 4. Запишите данные выражения одним
словом с префиксом пре- или при-.
Образец: придать иной вид, радикально изменить —преобразить.
Образец: придать иной вид, радикально изменить —преобразить.
Очень высоко
оценивать; слишком расхвалить; относиться с презрением; окружать заботой,
опекать; почувствовать глубокое уважение, восхищение; дать кому-либо приют и
пропитание; глубоко проникнуться чувством; соблазниться чем-либо.
3. Домашнее задание:
§5,
выписать и выучать правила.
Придумайте,
опираясь на правила, небольшую историю про приставки пре- и при-.
Комментариев нет:
Отправить комментарий