17 сентября 2014 г.

7-А, Урок № 4. Русский язык

Ссылка на учебник
Урок № 4
Тема: «Правописание префиксов пре-/при- в глаголах»
Цели:
o   закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;
o   продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
o   развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
o   воспитывать любовь к родному языку.


Ход урока
1. Теоретический материал.
Предлагаю вам вспомнить, когда мы пишем приставку при-, а когда – пре-.
Приставка пре-:
 имеет значение «очень».
 пишется в словах «приблизиться», «пришить».
 имеет значение неполноты действия.
 имеет значение «пере-».
 пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
Приставка при-:
ü                                               Значение «приближения»
ü                                              Значение «присоединения»
ü                                              Значение «территориальной близости»
ü                   Значение неполноты действия

2. Практика.

2). Задание1.  Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Задание 2.  Вставьте пропущеные буквы и укажите значение префиксов (слова распределить по двум колонкам)
Пр..увеличивать, пр..шить, пр..открыть, пр..рвать, пр.-градить, пр..ображать, пр..гибать, пр..думать, пребывать, пр..ласкать, претворить (в жизнь), претворить (дверь), пр..одолеть.

Задание 3. Составьте предложения с данными попарно словами. Обозначьте морфемы в выделенных словах. Родственны ли эти слова?
 Пребывать — прибывать, предать — придать, презирать (ненавидеть) — призирать (давать приют), препираться — припереть, претерпеть — притерпеться.

Задание 4. Запишите данные выражения одним словом с префиксом  пре- или при-.
Образец: придать иной вид, радикально изменить —преобразить.
 Очень высоко оценивать; слишком расхвалить; относиться с презрением; окружать заботой, опекать; почувствовать глубокое уважение, восхищение; дать кому-либо приют и пропитание; глубоко проникнуться чувством; соблазниться чем-либо.

3. Домашнее задание:
§5, выписать и выучать правила.
Придумайте, опираясь на правила, небольшую историю про приставки пре- и при-.

Комментариев нет:

Отправить комментарий