11 июня 2017 г.

Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя

Многие первоклассники не только не осознают специфическую позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность отношений педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: "Я не хочу учиться, мне с вами не интересно". Отстоять свое "Я" педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются терпение и доброжелательность. Можно "серьезно, по-взрослому" объяснить правила поведения или пожаловаться на беспокойство, которое ребенок доставляет своим поведением, но обязательное правило - делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение и перед взрослыми, и перед сверстниками, требуя немедленного "больше не буду ".
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение с "чужими" взрослыми, скорее всего, было ограничено, а мама и бабушка были слишком снисходительны. В школе такие дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают сопротивление (пусть дружелюбное и корректное), то чаще отказываются учиться вообще. Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться - "учительница не любит". К сожалению, такие жалобы приводят к осуждению действий учителя и серьезным конфликтам.
Учителю не стоит обвинять родителей в плохом воспитании и упрекать ребенка за неумение работать с детьми. Нужны большое терпение и такт, поскольку ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия, и необходимо длительное время, чтобы малыш понял, что он не "лучший", что его умение или обширные знания о чем-либо - не повод для пренебрежительного отношения к одноклассникам, что учитель должен обращать внимание не только на него и т. п.
Нужно стараться не только объяснить, но и показать ребенку, что "Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует", "Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных" и т. д.
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителей и родителей и положительной оценки его стараний (даже если успех небольшой). Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие товарищей. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе – чаще глазами учителя.
Кроме того, с первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе еще и от оценки учителя, превращает ее в предмет вожделения и желания. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достичь желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности. Поэтому, оценивая успехи, не надо сравнивать ребенка с другими, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что ученик прилагает много усилий. В этих ситуациях необходимо подбодрить ребенка, не жалея похвал.


Комментариев нет:

Отправить комментарий