Эмоциональная
поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя
Многие первоклассники не только не осознают специфическую
позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность
отношений педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его
замечание: "Я не хочу учиться, мне с вами не интересно". Отстоять
свое "Я" педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно,
ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются
терпение и доброжелательность. Можно "серьезно, по-взрослому"
объяснить правила поведения или пожаловаться на беспокойство, которое ребенок
доставляет своим поведением, но обязательное правило - делать это наедине, не
ставить ребенка в неловкое положение и перед взрослыми, и перед сверстниками,
требуя немедленного "больше не буду ".
Особого внимания требуют дети, которые до школы
воспитывались дома: их общение с "чужими" взрослыми, скорее всего,
было ограничено, а мама и бабушка были слишком снисходительны. В школе такие
дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают
сопротивление (пусть дружелюбное и корректное), то чаще отказываются учиться
вообще. Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома
будут жаловаться - "учительница не любит". К сожалению, такие жалобы
приводят к осуждению действий учителя и серьезным конфликтам.
Учителю не стоит обвинять родителей в плохом воспитании и
упрекать ребенка за неумение работать с детьми. Нужны большое терпение и такт,
поскольку ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия, и
необходимо длительное время, чтобы малыш понял, что он не "лучший",
что его умение или обширные знания о чем-либо - не повод для пренебрежительного
отношения к одноклассникам, что учитель должен обращать внимание не только на
него и т. п.
Нужно стараться не только объяснить, но и показать
ребенку, что "Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует",
"Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных" и т.
д.
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от
эмоциональной поддержки со стороны учителей и родителей и положительной оценки
его стараний (даже если успех небольшой). Ребенок должен чувствовать интерес
одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие товарищей.
Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками,
во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. И здесь
чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами
взрослых, а в школе – чаще глазами учителя.
Кроме того, с первых дней обучения ученик понимает
зависимость своего положения в классе еще и от оценки учителя, превращает ее в
предмет вожделения и желания. Но часто объективные причины (недостаточная
готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого
развития) не позволяют достичь желаемого результата. Это травмирует психику
ребенка, порождает комплекс неполноценности. Поэтому, оценивая успехи, не надо
сравнивать ребенка с другими, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше,
особенно если видно, что ученик прилагает много усилий. В этих ситуациях
необходимо подбодрить ребенка, не жалея похвал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий