11 июня 2017 г.

Создание оптимальных условий для успешной адаптации первоклассников

 Согласно выполнению годового плана работы МОУ «Школа № 136 города Донецка» в период с 01.09.2016 г. по 25.12.2016 г. психологической службой заведения изучался процесс адаптации обучающихся 1-х классов к условиям обучения в школе.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и в физическом плане. В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие ребенка через ролевую игру исчерпал свои возможности, что привело к очередному возрастному кризису, решением которого и становится следующая ступень развития - начальное обучение. По словам Гегеля, приход в школу - это приведение человека к общественной норме. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.
У дошкольника есть две сферы социальных отношений, (ребенок - взрослый и ребенок - дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношение ребенка к родителям, на отношения внутри детского коллектива. На дошкольном этапе благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура этих отношений (ребенок - учитель), которая начинает определять отношение школьника к родителям и одноклассникам. Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Учитель воплощает требования общества, он постепенно вводит малыша в повседневную жизнь, учит жить его по определенным правилам. Если и в школе все хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Новая социальная ситуация требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной и не характеризуется только как усвоение новых знаний и приобретение навыков, а как деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Так же, как человек умеет работать, ребенок должен уметь учиться, а значит, нужно создать необходимые условия.
Наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который зависит прежде всего от индивидуальных особенностей.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям). Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой адаптации". В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.
Активный период обучения должен начинаться после острого периода адаптации.
Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в нее", но и ее "подстроить под себя". Ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.
Процесс "притирки" друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он оказывает существенное влияние на процесс адаптации.
Первый год обучения ребенка в школе сложный, но и в его рамках можно выделить различные по сложности периоды. Педагоги должны знать характеристики этих периодов и соответствующим образом выстраивать образовательный процесс в начальных классах.

Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
1. Готовность ребенка к началу систематического обучения.
Проблема готовности становится все более значимой, так как от ее решения, без преувеличения, зависят человеческие судьбы.
Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, так как дети, функционально не готовы к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети "неготовых" детей уже в начале года проявляются: неудовлетворительная реакция на нагрузку со стороны сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.
Готовность к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика, которая включает в себя следующие компоненты:
- психофизиологический (созревание организма);
- педагогический (все, чему научили ребенка);
- психологический (особенности развития и формирования).
Какой из трех компонентов наиболее важен при определении школьной зрелости? Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
- Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др);
- Эмоционально-волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость);
- Сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др .

// Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры / авт.-сост. Н.Б.Говоркова, Г. Г. Кукушкина. -Волгоград: Учитель, 2008. - • 159 с. //


Комментариев нет:

Отправить комментарий