Создание оптимальных условий для
успешной адаптации первоклассников
Согласно выполнению
годового плана работы МОУ «Школа № 136 города Донецка» в период с 01.09.2016 г.
по 25.12.2016 г. психологической службой заведения изучался процесс адаптации
обучающихся 1-х классов к условиям обучения в школе.
Начало
обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни
детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и в физическом
плане. В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм
перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие
ребенка через ролевую игру исчерпал свои возможности, что привело к очередному
возрастному кризису, решением которого и становится следующая ступень развития
- начальное обучение. По словам Гегеля, приход в школу - это приведение
человека к общественной норме. В первую очередь происходит перестройка всей
системы отношений ребенка с действительностью.
У
дошкольника есть две сферы социальных отношений, (ребенок - взрослый и ребенок
- дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют
на отношение ребенка к родителям, на отношения внутри детского коллектива. На дошкольном этапе благополучие ребенка
зависит от внутрисемейной гармонии.
В
школе возникает новая структура этих отношений (ребенок - учитель), которая
начинает определять отношение школьника к родителям и одноклассникам. Впервые
отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество».
Учитель воплощает требования общества, он постепенно вводит малыша в
повседневную жизнь, учит жить его по определенным правилам. Если и в школе все
хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Новая социальная
ситуация требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной и не
характеризуется только как усвоение новых знаний и приобретение навыков, а как
деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры,
накопленных человечеством. Так же, как человек умеет работать, ребенок должен
уметь учиться, а значит, нужно создать необходимые условия.
Наиболее
трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который зависит
прежде всего от индивидуальных особенностей.
Адаптация
- естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании к
новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым
социальным ролям). Значение этого периода вхождения в непривычную для детей
жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания
зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность
пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация
- это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но
и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Оптимальный
адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных
факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким,
нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех
детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой
"острой адаптации". В это время не следует повышать нагрузку, темп
работы.
Активный период обучения должен
начинаться после острого периода адаптации.
Если
физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с
социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой
процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не
односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается
изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в
нее", но и ее "подстроить под себя". Ведь и учителю необходимо
адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.
Процесс
"притирки" друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю
легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он
оказывает существенное влияние на процесс адаптации.
Первый
год обучения ребенка в школе сложный, но и в его рамках можно выделить
различные по сложности периоды. Педагоги должны знать характеристики этих
периодов и соответствующим образом выстраивать образовательный процесс в
начальных классах.
Факторы, определяющие успешность
адаптации детей к школе
1.
Готовность ребенка к началу систематического обучения.
Проблема
готовности становится все более значимой, так как от ее решения, без
преувеличения, зависят человеческие судьбы.
Развитие
отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня,
чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае
процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, так как дети,
функционально не готовы к обучению, имеют более низкий уровень
работоспособности. У трети "неготовых" детей уже в начале года проявляются:
неудовлетворительная реакция на нагрузку со стороны сердечно-сосудистой
системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит,
еще больше отстают от сверстников.
Готовность
к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика, которая включает
в себя следующие компоненты:
-
психофизиологический (созревание организма);
-
педагогический (все, чему научили ребенка);
-
психологический (особенности развития и формирования).
Какой
из трех компонентов наиболее важен при определении школьной зрелости? Основными
показателями психологической готовности к обучению являются:
-
Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия,
мышления, внимания, памяти, речи и др);
-
Эмоционально-волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная
устойчивость);
-
Сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми) и др .
//
Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры / авт.-сост.
Н.Б.Говоркова, Г. Г. Кукушкина. -Волгоград: Учитель, 2008. - • 159 с. //
Комментариев нет:
Отправить комментарий