7 июня 2017 г.

Как работать с неуспевающими учениками
Рекомендации психолога

В работе с учениками, которые не успевают в обучении,  учитель должен придерживаться таких правил, разработанных психологами:
1.   Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2.   Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3.   Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно разбить его на отдельные информационные  части и предъявлять их постепенно, в меру усвоения.
4.   Не принуждать таких учеников отвечать на вопрос по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам ознакомиться с ним дома.
5.   Путем правильной тактики опрашиваний и поощрений (не только оценкой, а и замечаниями типа "отлично", "молодец", "умник" и т.п.) надо формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности выучить. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных и т.п..
6.   Осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7.   Во время подготовки учеником ответа дать ему время для проверки и исправления написанного.
8.   В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Правила, которые используются при работе с инертными учениками

1.Не требовать от них немедленного включения в работу - их активность в выполнении нового вида задач возрастает постепенно.
2. Следует помнить, что инертные ученики не могут демонстрировать высокую активность при выполнении заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.
3. Не надо требовать от инертных учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывание нового ответа, они чаще соблюдают принятые стандарты в ответах, избегают импровизации.
4. Не следует проводить их опрос в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.
5. Надо избегать ситуации, когда от инертного ученика нужен быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным ученикам необходимо давать время на обдумывание вопроса и подготовку ответа на него.
6. Во время выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-нибудь другое.
7. Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать на вопрос по новому, только что пройденному материалу, следует отложить его на следующий раз, дав возможность поработать дома.
        Ученики, которые не успевают в обучении  по своим нейродинамическим особенностям имеют ряд преимуществ, который должен учитывать учитель:
·        в ситуациях, которые требуют монотонной работы, они более успешные;
·        также эти ученики являются успешными в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки;
·        для них благоприятны ситуации, которые требуют последовательной, планомерной работы;
·        они склонны сами проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала, поэтому демонстрируют свои преимущества в таких ситуациях, где нужны понимание и знание предмета сверх школьной программы;
·        они склонны к тщательному контролю выполнения учебных задач и проверки полученных результатов.
      Инертные по своими нейродинамическии особенностям ученики в сравнении с подвижными имеют сильные стороны, на которые может опираться учитель:
·        они могут работать долго, не отвлекаясь;
·        у них отмечается высокая степень самостоятельности в выполнении заданий;
·        их активность нарастает медленно, но зато долго сохраняется;
·        у них наблюдается склонность к однообразной работе;
·        они успешно справляются  с монотонной работой на протяжении продолжительного времени, активны в работе по пройденному материалу;
·        они способны быстро решать задачи, если им дается возможность самостоятельно организовывать свою деятельность;
·        самостоятельную работу в отличие от фронтальной они выполняют легче.
     Каждый педагог в своей работе опирается на основные законы, на которые строится поведение учеников. 
·        Ученики выбирают определенный тип поведения в определенных обстоятельствах.
·        Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.
·        Нарушая дисциплину, ученик сознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим скрывается одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, предупреждение неудачи.
Если рассматривать систему мероприятий, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников, то для учителя важно при опрашивании:
·        создавать доброжелательную атмосферу в классе;
·        разрешать ученикам перед ответом возле доски пользоваться пособиями;
·        давать план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома;
·        помогать сконцентрировать внимание на главных вопросах темы;
·        обращать внимание на типичные ошибки учеников;
·        ободрять учеников при ответе, создавать ситуацию успеха.
При объяснении нового материала:
·        темп изложения нового материала должен быть доступным для учеников которые не успевают в обучении;
·        акцентировать внимание на главных моментах новой темы;
·        выяснять  степень понимания материала неуспевающими учениками, стимулировать вопросы;
·        использовать средства, возбуждающие интерес к теме, ТЗН, наглядность, сравнение;
·        вовлекать  неуспевающих учеников в беседу.
В ходе выполнения упражнений:
·        рационально и обдуманно подбирать упражнения для самостоятельной работы;
·        оперативно помогать ученикам в ходе выполнения самостоятельной работы;
·        учитывать темп работы учеников;
·        приучать учеников осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы.
При продумывании домашнего задания:
·        учитывать его оптимальность;
·        координировать домашнее задание с другими уроками;
·        по возможности, домашнее задание должно включать в себя работу над ошибками;
·        разъяснять детям структуру и особенности  выполнения домашнего задания;

·        подбирать индивидуальные задания для учеников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий