Как работать с неуспевающими учениками
Рекомендации психолога
В работе с
учениками, которые не
успевают в обучении, учитель должен придерживаться таких правил,
разработанных психологами:
1. Не ставить ученика в ситуацию неожиданного
вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно
времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в
письменной форме.
3. Не давать для усвоения в ограниченный
промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно разбить его на отдельные информационные части и предъявлять их постепенно, в меру усвоения.
4. Не принуждать таких учеников отвечать на
вопрос по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на
следующий урок, дав возможность ученикам ознакомиться с ним дома.
5. Путем правильной тактики опрашиваний и
поощрений (не только оценкой, а и замечаниями типа "отлично",
"молодец", "умник" и т.п.) надо формировать у таких
учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности выучить. Эта
уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи
экзаменов, написания контрольных и т.п..
6. Осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он
сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа дать ему
время для проверки и исправления написанного.
8. В минимальной степени отвлекать ученика,
стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную
обстановку.
Правила, которые используются при работе с
инертными учениками
1.Не требовать
от них немедленного включения в работу - их активность в выполнении нового вида
задач возрастает постепенно.
2. Следует
помнить, что инертные ученики не могут демонстрировать высокую активность при выполнении
заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.
3. Не надо требовать
от инертных учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо
время на обдумывание нового ответа, они чаще соблюдают принятые стандарты в
ответах, избегают импровизации.
4. Не следует
проводить их опрос в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от
предыдущей ситуации.
5. Надо избегать ситуации, когда от
инертного ученика нужен быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным
ученикам необходимо давать время на обдумывание вопроса и подготовку ответа на
него.
6. Во время
выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-нибудь
другое.
7.
Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать на вопрос по новому, только
что пройденному материалу, следует отложить его на следующий раз, дав
возможность поработать дома.
Ученики, которые не успевают в обучении по
своим нейродинамическим особенностям имеют ряд
преимуществ, который должен учитывать учитель:
·
в ситуациях, которые требуют монотонной работы,
они более успешные;
·
также эти ученики являются успешными в тех видах
деятельности, которые требуют предварительной подготовки;
·
для них благоприятны ситуации, которые требуют
последовательной, планомерной работы;
·
они склонны сами проникать в более глубокие
связи и отношения внутри учебного материала, поэтому демонстрируют свои
преимущества в таких ситуациях, где нужны понимание и знание предмета сверх
школьной программы;
·
они склонны к тщательному контролю выполнения
учебных задач и проверки полученных результатов.
Инертные
по своими нейродинамическии особенностям ученики в сравнении с подвижными имеют
сильные стороны, на которые может опираться учитель:
·
они могут работать долго, не отвлекаясь;
·
у них отмечается высокая степень
самостоятельности в выполнении заданий;
·
их активность нарастает медленно, но зато долго
сохраняется;
·
у них наблюдается склонность к однообразной
работе;
·
они успешно справляются с монотонной работой на протяжении продолжительного времени, активны в
работе по пройденному материалу;
·
они способны быстро решать задачи, если им
дается возможность самостоятельно организовывать свою деятельность;
·
самостоятельную работу в отличие от фронтальной
они выполняют легче.
Каждый педагог в своей работе опирается на основные законы, на которые
строится поведение учеников.
·
Ученики выбирают определенный тип поведения в
определенных обстоятельствах.
·
Любое поведение подчинено общей цели -
чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.
·
Нарушая дисциплину, ученик сознает, что ведет
себя неправильно, но может не осознавать, что за этим скрывается одна из
четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, предупреждение неудачи.
Если рассматривать систему мероприятий,
направленных на предупреждение неуспеваемости школьников, то для учителя важно
при опрашивании:
·
создавать доброжелательную атмосферу в классе;
·
разрешать ученикам перед ответом возле доски
пользоваться пособиями;
·
давать план ответа, разрешать пользоваться
планом, составленным дома;
·
помогать сконцентрировать внимание на главных
вопросах темы;
·
обращать внимание на типичные ошибки учеников;
·
ободрять учеников при ответе, создавать ситуацию
успеха.
При объяснении нового материала:
·
темп изложения нового материала должен быть
доступным для учеников которые не успевают в обучении;
·
акцентировать внимание на главных моментах новой
темы;
·
выяснять
степень понимания материала неуспевающими учениками, стимулировать
вопросы;
·
использовать средства, возбуждающие интерес к
теме, ТЗН, наглядность, сравнение;
·
вовлекать
неуспевающих учеников в беседу.
В ходе выполнения упражнений:
·
рационально и обдуманно подбирать упражнения для
самостоятельной работы;
·
оперативно помогать ученикам в ходе выполнения
самостоятельной работы;
·
учитывать темп работы учеников;
·
приучать учеников осуществлять самоконтроль в
ходе самостоятельной работы.
При продумывании домашнего задания:
·
учитывать его оптимальность;
·
координировать домашнее задание с другими
уроками;
·
по возможности, домашнее задание должно включать
в себя работу над ошибками;
·
разъяснять детям структуру и особенности выполнения домашнего задания;
·
подбирать индивидуальные задания для учеников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий