Рекомендации учителям, которые учат
детей с нарушением интеллекта
(с легкой и умеренной умственной
отсталостью)
1.
Классным руководителям подготовить детей
класса к тому, что рядом с ними учиться ученик с особыми образовательными
проблемами:
•
создать в классе демократическую среду, налаживать между учениками дружеские
отношения, чтобы умственно отсталые дети чувствовали себя членами коллектива;
•
приучать здоровых детей помогать (в случае необходимости) опекать умственно
отсталых сверстников;
•
пресечь пренебрежительное отношение к
детям с ограниченными возможностями.
2.
Перед началом обучения ребенка с умственной отсталостью подробно ознакомиться с
его анамнестическим данными. С этой целью пообщаться с родителями ребенка;
изучить медицинские справки; осознать, в чем заключается первопричина (родовая
или послеродовая травма, болезнь в ранний период, влияние медикаментов и т.д.).
3.
Изучить специальную медицинскую и педагогическую (дефектологическую) литературу
с целью выяснения влияния повреждений (родовые травмы, болезни, психические
заболевания и т.п.) на процессы обучения и развития.
Детально
изучить особенности развития психических процессов ребенка с легкой или
умеренной умственной отсталостью (состояние памяти, внимания, мышления, темп
работы, работоспособность, проявления поведения, состояние эмоционально-волевой
сферы и т.д.).
4.
Ознакомиться с современными педагогическими подходами и методиками, которые
применяются в специальных школах при обучении детей с легкой умственной
отсталостью. Необходимо в школе иметь учебные программы (соответствующего
класса), чтобы иметь представление, какими задачами умениями и навыками должны
овладеть умственно отсталые дети на конец учебного года.
5.
На каждого ребенка с ограниченными возможностями необходимо составить
индивидуальный учебный план (учитывая сложность дефекта).
6.
Зная специфические особенности психических процессов умственно отсталых детей,
корректировать их в процессе обучения; учитывать при обучении; учитывать при
планировании деятельности:
•
Умственно отсталые дети обычно имеют слабую память, поэтому материал надо
подавать небольшими «дозами» и обращать внимание на многократное повторение
изученного материала. С этой целью разнообразить приемы и виды работ на
закрепление изученного материала, применять дидактические игры и только после
усвоения этого материала давать сложнее новый материал.
•
У умственно отсталых детей нарушено активное внимание. Надо применять наглядный
материал для его активизации, чередовать виды деятельности (более сложные
задачи чередовать с легкими).
•
У умственно отсталых детей преобладает конкретно-наглядное мышление. На него и
надо опираться в составлении учебного материала. Для этого следует применять
понятную яркую наглядность (предметные картинки, счетный материал,
рисунок-схему к задаче и т.д.).
•
Дети с умственной отсталостью имеют пониженные темп работы и работоспособность.
Значит, для них необходимо уменьшить объем заданий и их количество. А сложность
должна быть доступной. Для этого детям можно давать индивидуальные карточки с
заданием соответствующей сложности и перфокарты, в которые надо только вставить
соответствующую орфограмму или числовой ответ (и вовсе нет необходимости
переписывать это задание в тетрадь, если ребенок имеет слабые или недостаточные
навыки письма).
•
Дети с легкой умственной отсталостью обычно не имеют достаточных навыков
самостоятельной работы. Нужен постоянный контроль за выполнением ими задачи
(чтобы они не теряли внимания и направления деятельности).
•
Дети с ограниченными умственными возможностями нуждаются в неоднократном
повторении учителем инструкции по выполнению того или иного задания. Поэтому
учитель должен убедиться, как и насколько точно ученик понял, чего от него
требуют, и только после этого позволить выполнить задание. В случае
необходимости, следует дать ученику дополнительные объяснения по выполнению
задания.
•
Уметь поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, стремление к
познавательной деятельности; предотвращать различные изменения в психической
деятельности, поведении и общем состоянии ребенка и адекватно реагировать на
них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий