Дети с особенностями
развития. Расстройства аутистического спектра
Информация для
педагогов к Международному
дню
распространения информации об аутизме
(по материалам
Интернет)
Рекомендованы мероприятия для проведения в образовательных
учреждениях. Поскольку в настоящий момент школы функционируют в дистанционном
режиме, все мероприятия будут проведены в режиме он лайн. В течение недели на
сайтах школ было рекомендовано разместить просветительские материалы (буклеты),
ссылки на Интернет ресурсы, ссылки для просмотра видеоматериалов,
информационные материалы для педагогов, учащихся и их родителей.
Что такое аутизм? Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. На сегодняшний день количество людей, страдающих аутизмом, резко возросло. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек, сейчас – 1 на 150 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых. Несмотря на это, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме.
Сегодня детский аутизм рассматривается не как заболевание, а как
общее расстройство психического развития. Существует несколько вариантов
аутистических расстройств, которые сегодня объединяют под общей аббревиатурой
РАС – расстройство аутистического спектра. Проявления аутизма очень
разнообразны, но наиболее частые характеристики – невозможность устанавливать
полноценный контакт с людьми, крайняя отгороженность от внешнего мира, слабая
реакция на внешние раздражители, стереотипный и достаточно узкий круг
интересов. Часто в литературе можно встретить метафору, что человек с
аутистическим расстройством живет как бы под куполом, отрешен от внешнего мира
и очень мало кого готов «впустить» к себе под купол.
Иногда дети с РАС отличаются от других
детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но
все-таки при общении с ними можно заметить определенные отличия.
Ребенок может ни разу не взглянуть на
собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом
ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к
нему обращаются.
Бывает и обратная ситуация: ребенок
может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник
потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило,
непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание
иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.
Чаще всего дети с РАС имеют особенности
речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до
небольших особенностей в интонациях.
Некоторые дети с РАС учатся читать
довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают
чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или
настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают
школьную программу по этому предмету не хуже учителя.
Но у большинства детей с аутизмом
интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто
являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической
памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и
пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной
речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя
ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие
задачи.
У многих детей с РАС есть особенности
развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого
света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем
окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что
может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией
ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда
даже боль.
Дети с РАС могут успокаивать себя при
помощи привычной стимуляции.
Например, при воздействии яркого света
или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на
месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к
глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем,
покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или
долгом ожидании.
Странности в поведении ребенка с РАС
(так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение
специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое
поведение может быть изменено.
Может ли аутист учиться в обычной школе?
Люди, работающие с детьми-аутистами,
согласны, что учеба в обычной школе, как и общение со сверстниками в других
ситуациях, положительно сказываются на их дальнейшем развитии. К сожалению,
возможность ресоциализации через школу доступна не всем детям, так как РАС
бывает разных видов.
По силе проявления симптомов традиционно
людей с аутизмом делят на 4 группы: с 4 – легкой, до 1 – самой тяжелой.
Ребята с 4 и 3 формой РАС способны обучаться
в общеобразовательной школе, даже по общей программе.
Для детей со 2 формой, дело обстоит
хуже. Они способны на развитие, но при условии специально для них разработанной
адаптивной программы, с параллельной коррекционной работой.
Не исключена ситуация, когда учащиеся с
таким диагнозом достигают успехов в учебе. При этом важно, по какой программе
учатся дети – аутисты, какие дополнительные меры для их развития
предпринимаются
Кто решает, где и как учиться ребенку с РАС? Фактически, решение
всегда принимают родители, и здесь возможны два сценария. Первый – если
родители успели заметить, узнать и принять тот факт, что у их ребенка аутизм.
Они вовремя обратились к врачу, ребенку был поставлен диагноз. Будущий школьник
регулярно наблюдался у специалистов и получал необходимую
психолого-педагогическую коррекцию. Таким образом, к моменту поступления в
школу многие аутистические симптомы у ребенка уже сглажены и, скорее всего, он
готов к обучению настолько, насколько позволяет его расстройство.
Второй сценарий – когда
родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка.
Естественно, в данном случае не было никакой психолого-педагогической работы, и
ребенок с запущенным расстройством оказывается в школе, где тоже никто не
предупрежден. Это более сложная история для всех участников, так как РАС – не
из тех диагнозов, которые пройдут сами собой. Рано или поздно всем станет ясно,
что у ребенка проблемы со здоровьем. В первом случае родители будут
прислушиваться к советам специалистов, выбирая для ребенка образовательный
путь, во втором – это будет «игра в одни ворота», до тех пор, пока к родителям
не придет осознание, и тогда придется все начинать сначала.
К чему готовиться учителю? Без специальной подготовки будет очень
сложно. И получаться будет не все и не сразу. Тем не менее, эксперты дают
несколько советов, которые помогут легче справиться с ситуацией.
1. Соберите
всю информацию – в первую очередь, о самом расстройстве. Чем больше вы знаете о
сложностях, с которыми сталкиваются люди с РАС, тем легче вам будет справиться
с собственным волнением. В конечном счете, аутичный ребенок – не столько угроза
для вас, сколько человек, которому очень нужна ваша помощь. Постарайтесь занять
сильную позицию терпеливого помощника, а не жертвы обстоятельств.
2. Наблюдайте
за ребенком: для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или
иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка
готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь
себе и ребенку в затруднительной ситуации.
3. Проявите
интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его
появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с
блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и
интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.
4.
Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом
структурировать среду, в которой находится ребенок. Вы сможете учить ребенка с
РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него
предсказуемой и безопасной.
Разработаны специальные стандарты
образования для детей с аутизмом. В ДНР это
Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра, которой присвоен гриф «Допущено
Министерством образования и науки» (приказ №1181 от 26.08.2020 г.). Программа утверждена
Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ №1183 от
26.08.2020 г.). В этой программе даны детальные характеристики детей с РАС. В
зависимости от формы и особенностей проявления аутизма ребенок может обучаться
как в массовой школе вместе с другими детьми, так и индивидуально в условиях дома по программе
массовой или коррекционной школы.
Работа с аутичными детьми нередко заканчивается серьезным успехом. То, что эти
дети действительно способны к большим достижениям, подтверждает такой факт: в
числе аутистов называют Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Джорджа Оруэлла,
Герберта Уэллса, Вольфганга Моцарта, Льюиса Кэрролла, Винсенат Ван Гога,
Пикассо, Йетса и других великих людей. А главным аутистом современности
считается Билл Гейтс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий