Подготовка к экзаменам
При приближении экзаменов большинство людей испытывают тревогу. Часто обучающихся деморализуют первые признаки появления этого состояния. Но психологам и физиологам известно, что тревога имеет не только отрицательные, но и положительные свойства – это признак готовности человека действовать (признак активации). Тревогу испытывают большинство людей, и она помогает ответить, выступить как можно лучше. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда вы стали «победителем» – превосходный ответ на уроке, выступление на школьном вечере и т.п. Тогда вы тоже испытывали тревогу и волнение, но всё получилось! Постарайтесь «войти» в это состояние «победителя» и удержать его на какое-то время. Ваш организм запоминает это состояние, и вы сможете вызывать его в себе по желанию, например, перед экзаменом. Как ещё можно помочь себе избавиться от страха и тревоги? Вот несколько советов:
1.
Использование роли. В трудной ситуации ярко представить себе пример для
подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
2. Контроль голоса и жестов. По голосу и
жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Уверенный голос и
спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать
уверенность. Кроме того, уверенный (но не наглый) вид поможет произвести
благоприятное впечатление на экзаменатора.
3.
Улыбка. Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом
и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3-4 минуты вы
убедитесь, что страх отступает. Это очень эффективный приём, так как улыбаться
и бояться одновременно человек не может.
4. Дыхание. Ритмичное дыхание очень важно
для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее,
чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное – сделать глубокий вдох и
задержать дыхание на 20-30 секунд.
5. Доведение ситуации до абсурда. Если
вам страшно, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Увидите, вам самим станет смешно, а страх
уйдет.
6. Избегайте заражения тревогой и
страхом. Если вы находитесь в группе, которой предстоит экзамен, обязательно
найдётся человек (или несколько), который очень боится, говорит об этом вслух,
рассказывает страшные истории о звере-преподавателе, буквально излучает энергию
страха и создаёт вокруг себя поле ужаса. Не поддавайтесь!
Состояние паники очень заразно. Отойдите
от этого человека подальше и уведите оттуда своих друзей. Если уйти некуда или
нельзя, говорите о чём-нибудь своём, нейтральном, приятном. Постарайтесь
изменить общий настрой группы.
Успех на экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных
предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением
контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению
эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать
лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагаются
ниже. Их применение помогает:
·
ослабить эмоциональное
напряжение;
·
сохранить хорошее самочувствие и
настроение.
Упражнения для ослабления
эмоционального напряжения, направленные на тренировку:
·
оптимального планирования
времени;
·
внимания;
·
памяти;
·
эмоциональной устойчивости.
Упражнение «Вопросы к себе» – направлено на структурирование объема и
этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять
при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.
Инструкция: перед
каждым важным этапом подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:
·
Какова моя цель на этом этапе?
·
Сколько времени в моем
распоряжении?
·
Как лучше использовать это время?
·
Какие задачи нужно решить в
первую очередь?
·
В какой последовательности должны
решиться эти задачи?
·
Что нужно подготовить для решения
каждой задачи?
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.
Упражнение «Прогулка» – направлено на тренировку наблюдательности,
объема внимания, зрительной памяти.
Инструкция: вспомните
какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем
представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем
воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или
запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусные
остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.
Упражнение «Утро» – направлено на тренировку эмоциональной памяти,
способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.
Инструкция: выберите
утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом
отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:
Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я
выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить
в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то,
как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?
Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не
предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это
себе позволить сегодня?
Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить
несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания,
комплименты в свой адрес и т.п. Главное
в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и
решительности».
Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку
долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.
Инструкция: вечером,
перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот
обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом
оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим
учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы
родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.
Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а
также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника
событий.
Упражнение «Полчаса, которые
принадлежат только мне» – направлено на тренировку контроля спонтанного
выражения эмоций.
Инструкция: подарите
себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед
следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по
улице города, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.
В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете
исключительно по собственному желанию.
Упражнение «Круговая кинолента» – направлено на тренировку навыка
контроля чувств.
Инструкция: мысленно
создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При
этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг
кадров-событий.
Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до
последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом
кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном
порядке с нарастающей скоростью.
На экзамене проверяются не только ваши знания по
предмету, но и испытываются ваши человеческие качества: характер, умение
владеть собой в чрезвычайной ситуации, ваша состоятельность как личности с
определённой жизненной позицией, ваше умение мыслить и анализировать! Надеюсь,
что предложенные выше приёмы и методики помогут вам, и все экзамены, которые
вам предстоят, вы сдадите только на «отлично»! Главный ингредиент вашего успеха
– это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь,
- сила вашего собственного разума!
Комментариев нет:
Отправить комментарий