14 декабря 2022 г.

 

Типичные ошибки семейного воспитания

 «Воспитание детей - важнейшая отрасль нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной », - писал А. С. Макаренко в «Книге для родителей». Причиной неправильного семейного воспитания являются ошибки, допускаемые родителями. Типичные ошибки семейного воспитания:

1. Низкая сплоченность и значительное расхождение членов семьи в вопросах воспитания. Вследствие различных воспитательных подходов членов семьи на воспитание ребенка, он  становится противоречивым, непоследовательным, неадекватным.

2. Незнание родителями психологических особенностей своего ребенка. Гиперпротекция (гиперопека) - чрезмерная забота о ребенке, подавление его самостоятельности и инициативы, принятия им решений. В результате чрезмерной опеки ребенок не приучается к самостоятельности, у него не формируется чувство ответственности.

3. Гипопротекция (гипоопека) - взрослые члены семьи в недостаточной степени заботятся о ребенке и контролируют его.

4. Эмоциональное отчуждение - психологическая депривация ребенка.

5. Воспитание в культе болезни - это ситуация, при которой даже незначительная болезнь ребенка дает ему особые права, ставит его в центр внимания семьи. При такой воспитательной позиции у ребенка культивируется эгоцентризм.

6. Воспитательный контроль, который приводит к возникновению чувства вины. Ребенку, который постоянно не слушается, говорят, что он «не оправдал ожиданий», «доводит родителей до сердечных приступов», то есть самостоятельность ребенка сковывается постоянным опасением стать виновным в неблагополучии родителей.

7. Авторитет родителей, построенный на ложной основе. А.С.Макаренко выделял несколько видов ложного авторитета: авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, любви, доброты, подкупа, резонерства. Авторитет (лат.- власть, влияние) - это отличные особенности отдельной личности, группы или организации, благодаря которым они заслуживают доверия и могут благодаря этому оказывать влияние на взгляды и поведение других людей в любой области жизни. А.С. Макаренко уделял значительное внимание месту и роли родительского авторитета в семейном воспитании детей. Ведь у детей, не имеющих достаточного социального опыта, происходит активный процесс его наследования, и проявления авторитета отца и матери могут положительно или отрицательно влиять на обогащение детей их социальным опытом. Выделяют два вида авторитета: истинный (настоящий) и фальшивый. Истинный авторитет содержит всю гамму достойной жизни родителей. Он объединяет такие особенности их поведения:

• авторитет любви к детям, способность творить духовное тепло, радость. "Труд любви, - писал Сухомлинский, — это и есть сознательное стремление к тому, чтобы в детях утвердить себя, продолжить в них свое духовное богатство. Если вы по-настоящему любите своих детей, если преданные и верные им, ваша любовь к жене с годами не только не ослабевает, но становится более глубокой и единственной. Любовь - нежное, хрупкое, капризное дитя мужества. Продолжать себя в своих детях — это значит быть мужественным в любви ";

• авторитет знания предполагает осведомленность родителей об особенностях физического и социально-психического развития ребенка, его повседневных успехах и трудностях в обучении, знании интересов и предпочтений, круга друзей, товарищей,

• авторитет помощи должен проявляться не в поспешном выполнении за ребенка его обязанностей в сфере труда, учебы, а в методическом совете; как целесообразнее выполнить то или иное задание, в создании благоприятных ситуаций для преодоления трудностей. Ведь только в самостоятельной упорной деятельности происходит активное развитие личности. Выполнение за ребенка его обязанностей ослабляет, обедняет личность;

• авторитет требовательности предусматривает достаточный и объективный контроль матери и отца за тщательным выполнением дочерью или сыном своих обязанностей, поручений во всех сферах деятельности. Если не делается это систематически, у ребенка постепенно формируются привычки безответственности за выполнение обязанностей и поручений;

• авторитет правды основывается на общечеловеческой нравственной норме - "Не лги". Только правда во взаимоотношениях отца с матерью, с детьми, другими членами семьи выше ценится детьми. Ложь скрыть нельзя. Рано или поздно она становится видимой, приносит ребенку страдания и разочарования в тех, кто оказался автором неправды,

• авторитет уважения основывается на гуманистической сущности воспитания. Маленький ребенок — это не только биологическое существо, а Человек, Личность. Он находится на пути активного развития, вступает во взаимоотношения с другими людьми (старше, моложе), допускает ошибки, у него еще мало социального опыта, знаний. Но ребенка нужно уважать за наибольшую ценность: он - человек.

Наряду с проявлениями настоящего авторитета в поведении родителей нередко встречаются проявления, по словам А.С.Макаренко, так называемого фальшивого авторитета, ненастоящей любви, авторитет дистанции между отцом или матерью и ребенком, авторитет чванства, педантизма, авторитет безмерной доброты и вседозволенности, авторитет фальшивой дружбы, взаимоотношений «на короткой ноге», авторитет подкупа, подавления, деспотической реакции на любые отклонения от нормы поведения.

Родители, которые стремятся к повышению педагогической культуры, должны спокойно анализировать свои действия, критически относиться к проявлениям фальшивого авторитета и вытеснять их из собственного поведения.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий