Типичные
ошибки семейного воспитания
1. Низкая
сплоченность и значительное расхождение членов семьи в вопросах воспитания.
Вследствие различных воспитательных подходов членов семьи на воспитание ребенка,
он становится противоречивым,
непоследовательным, неадекватным.
2. Незнание
родителями психологических особенностей своего ребенка. Гиперпротекция
(гиперопека) - чрезмерная забота о ребенке, подавление его самостоятельности и
инициативы, принятия им решений. В результате чрезмерной опеки ребенок не приучается
к самостоятельности, у него не формируется чувство ответственности.
3. Гипопротекция
(гипоопека) - взрослые члены семьи в недостаточной степени заботятся о ребенке
и контролируют его.
4.
Эмоциональное отчуждение - психологическая депривация ребенка.
5. Воспитание в
культе болезни - это ситуация, при которой даже незначительная болезнь ребенка
дает ему особые права, ставит его в центр внимания семьи. При такой
воспитательной позиции у ребенка культивируется эгоцентризм.
6. Воспитательный контроль, который приводит к возникновению чувства вины. Ребенку, который постоянно не слушается, говорят, что он «не оправдал ожиданий», «доводит родителей до сердечных приступов», то есть самостоятельность ребенка сковывается постоянным опасением стать виновным в неблагополучии родителей.
7. Авторитет
родителей, построенный на ложной основе. А.С.Макаренко выделял несколько видов
ложного авторитета: авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма,
любви, доброты, подкупа, резонерства. Авторитет (лат.- власть, влияние) - это
отличные особенности отдельной личности, группы или организации, благодаря
которым они заслуживают доверия и могут благодаря этому оказывать влияние на
взгляды и поведение других людей в любой области жизни. А.С. Макаренко уделял
значительное внимание месту и роли родительского авторитета в семейном
воспитании детей. Ведь у детей, не имеющих достаточного социального опыта,
происходит активный процесс его наследования, и проявления авторитета отца и
матери могут положительно или отрицательно влиять на обогащение детей их
социальным опытом. Выделяют два вида авторитета: истинный (настоящий) и
фальшивый. Истинный авторитет содержит всю гамму достойной жизни родителей. Он
объединяет такие особенности их поведения:
• авторитет
любви к детям, способность творить духовное тепло, радость. "Труд любви, -
писал Сухомлинский, — это и есть сознательное стремление к тому, чтобы в детях
утвердить себя, продолжить в них свое духовное богатство. Если вы по-настоящему
любите своих детей, если преданные и верные им, ваша любовь к жене с годами не
только не ослабевает, но становится более глубокой и единственной. Любовь -
нежное, хрупкое, капризное дитя мужества. Продолжать себя в своих детях — это
значит быть мужественным в любви ";
• авторитет
знания предполагает осведомленность родителей об особенностях физического и
социально-психического развития ребенка, его повседневных успехах и трудностях
в обучении, знании интересов и предпочтений, круга друзей, товарищей,
• авторитет помощи
должен проявляться не в поспешном выполнении за ребенка его обязанностей в
сфере труда, учебы, а в методическом совете; как целесообразнее выполнить то
или иное задание, в создании благоприятных ситуаций для преодоления трудностей.
Ведь только в самостоятельной упорной деятельности происходит активное развитие
личности. Выполнение за ребенка его обязанностей ослабляет, обедняет личность;
• авторитет
требовательности предусматривает достаточный и объективный контроль матери и
отца за тщательным выполнением дочерью или сыном своих обязанностей, поручений
во всех сферах деятельности. Если не делается это систематически, у ребенка
постепенно формируются привычки безответственности за выполнение обязанностей и
поручений;
• авторитет
правды основывается на общечеловеческой нравственной норме - "Не лги".
Только правда во взаимоотношениях отца с матерью, с детьми, другими членами
семьи выше ценится детьми. Ложь скрыть нельзя. Рано или поздно она становится
видимой, приносит ребенку страдания и разочарования в тех, кто оказался автором
неправды,
• авторитет
уважения основывается на гуманистической сущности воспитания. Маленький ребенок
— это не только биологическое существо, а Человек, Личность. Он находится на
пути активного развития, вступает во взаимоотношения с другими людьми (старше,
моложе), допускает ошибки, у него еще мало социального опыта, знаний. Но
ребенка нужно уважать за наибольшую ценность: он - человек.
Наряду с
проявлениями настоящего авторитета в поведении родителей нередко встречаются
проявления, по словам А.С.Макаренко, так называемого фальшивого авторитета,
ненастоящей любви, авторитет дистанции между отцом или матерью и ребенком,
авторитет чванства, педантизма, авторитет безмерной доброты и вседозволенности,
авторитет фальшивой дружбы, взаимоотношений «на короткой ноге», авторитет
подкупа, подавления, деспотической реакции на любые отклонения от нормы
поведения.
Родители,
которые стремятся к повышению педагогической культуры, должны спокойно
анализировать свои действия, критически относиться к проявлениям фальшивого
авторитета и вытеснять их из собственного поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий