Особенности
адаптации учащихся 5 класса
при переходе из начальной школы в среднее звено
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как
важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление
нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем
отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того,
определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать
школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на
психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования
свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают
период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который
был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий
обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к
школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе
на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным
испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Сейчас ситуация усугубляется из-за необходимости учиться дистанционно, а, значит, затруднена самореализация ребенка в коллективе сверстников, что для этого возрастного периода очень важно.
Причины трудностей в обучении
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не
огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит
дневник, не наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников.
Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование”
в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе
интересно. Однако столкновение с проблемами, трудностями, непонимание может
быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь важное желание.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых
мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым
развитием, недостатками развития внимания и памяти. Поэтому важно знать
основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему
преодолеть их.
Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за
предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные
учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть
связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки
правописания - с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и
подбирать проверочное слово. Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда
легко определить. Это бывает трудно сделать даже профессиональному педагогу,
поскольку этот пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично
усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно
обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали
выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить
школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как
он делает.
Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления
этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления,
внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать
детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания
и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика,
следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в
окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества
троллейбусов и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны
при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей
данного возраста.
Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при
достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в
учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков
на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно,
по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной,
поставив это как специальную задачу. Для пятиклассников характерно
преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они
выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования показывают, что
практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному
предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом
предмете, а субъективное отношение к нему.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно
использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого
возраста, в том числе и познавательного. В это время дети очень любят шутить,
рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и
грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были
терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях. Как
известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда
на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это такая
крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая
обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды
Жак-звонарь городской сломал фонарь” (расположение цветов радуги). Можно
научить детей самим создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего
запоминания.
Как
помочь детям с нарушениями в общении
Агрессивный
ребенок. Попытайтесь
понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью
и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей
вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить
желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и
адекватно выражать свои переживания.
Лживый
ребенок. Многие дети
лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что
можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что
родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут
им преодолеть все это.
Вызывающее
поведение ребенка.
Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите,
относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь,
выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там,
где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с
уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.
Драчливый
ребенок. Объясните детям,
что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы
разрешения конфликтов.
Застенчивые
дети. Поговорите с вашими
детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не
является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им
помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь
втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие
шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за
стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
Истерические
проявления. Один из
лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них
внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии
научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать
чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются
желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.
Надоедливые
дети. Дети, которые
требуют постоянного внимания, часто не уверены в себе. Договоритесь об особом
времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и
верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что
ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и
желания.
Непослушные
дети. Научите детей
самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы,
уважению к себе и другим.
Психотерапия
неуспеваемости
Правило
первое: не бей лежачего. «Двойка» -
достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет
спокойной помощи, а не новых попреков.
Правило
второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более
одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет
реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это
очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот,
который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в
первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже
либо просто окажется несущественным.
Правило
третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных
трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите
понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения,
не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило
четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок
обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему
отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо
похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал
чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок
начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание
желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть,
возможно, более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в
два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не
сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
Правило
пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными
вчерашними неудачами. Не
надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с
успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это
реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по
заслугам.
Правило
шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка
возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу,
не могу, не буду!»
Правило
седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно,
дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены
плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение
решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы.
При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни
ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не
знаю, но могу и хочу знать».
Правило
восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не
искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого
вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания
постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не
более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Правило
девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно
оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым
компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных
трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка
ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного)
оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства
школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость
выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел
за уроки вовремя и без напоминаний.
Правило
десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не
только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого
используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно
сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
Рекомендации
родителям:
1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о
хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
3. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам.
Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко
всему, что вы можете сказать или сделать.
4. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз
в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в
обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и
обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
5. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет
лгать.
6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу
поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый,
ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную
работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все
могу».
10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в
действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс
на весь долгий и трудный день!
Комментариев нет:
Отправить комментарий