Помощь
родителей себе и своему ребенку при дистанционном обучении
Рекомендации для родителей
Плюсы и минусы дистанционного
обучения
ПЛЮСЫ
· Доступность для всех (даже для тех, кто временно не может посещать школу)
· Большой объем учебных материалов в свободном доступе
· Возможность сопровождать урок иллюстративным материалом
· Обучение в индивидуальном темпе
· Овладение новыми информационными технологиями
МИНУСЫ
· Для успешности обучения необходима техническая оснащенность
· Недостаток личного общения со сверстниками
· Отсутствие живого взаимодействия с учителем
· Необходимость высокой самодисциплины
· Уменьшение физической активности
Основные шаги к успешному
дистанционному обучению
Сегодня по всему миру развиваются формы и методы дистанционного обучения, внедряется дистанционное образование в школах, университетах, в фирмах и на производстве для переквалификации и т.д.
Научить детей дистанционно обучаться – это значит подготовить их к будущему профессиональному обучению и успешной трудовой деятельности.
Этап 1
Изучить с ребенком основные средства и программы для дистанционного обучения
Этап 2
Обучить ребенка основным методам работы с информацией
Этап 3
Обучить ребенка навыкам планирования и самоорганизации
Трудности родителей в
организации дистанционного обучения
Объективные трудности
Отсутствие времени у родителей для контроля ребенка;
Отсутствие технических средств, интернета и т.п.
Технические трудности
Отсутствие у родителей знаний и навыков работы с информационными технологиями;
Несовершенность онлайн-платформ обучения.
Психологические установки
Отсутствие у родителей желания
принять новый формат обучения
Организационные трудности
дистанционного обучения
Трудность 1. Технические вопросы
Узнайте, какие инструменты и сервисы будут использовать учителя и изучите их с детьми. Для полноценной учебы может хватить двух-трех инструментов. У каждого сервиса есть подробная инструкция.
Трудность 2. Рабочее место для
учебы
Необходимо организовать для ребенка рабочее пространство. Если у ребенка нет отдельной комнаты, то создать учебную атмосферу: выключить телевизор, телефон и т.п.
Трудность 3. Правила работы за
компьютером
Дистанционное обучение неизбежно увеличивает время, проведенное с компьютером или планшетом. Для сохранения здоровья детей необходимо сократить другие цифровые активности: игры, видео, соцсети.
Трудность 4. Режим дня для детей
Необходимо составить режим дня и постараться его придерживаться. Нужно укладывать и будить ребенка в одно время, обязательно давать ему время на отдых и уединение. Родителям стоит увеличить уровень контроля на начальном этапе и постепенно уменьшать
Психологические трудности
дистанционного обучения
Самая сложная ситуация в семьях, где дети учатся в первых-седьмых классах. Объяснить новую тему, помочь найти задание и его решение, проверить ошибки, сфотографировать,
отправить учителю, ответственность за эти задачи легла на плечи родителей. Это ведет к одной из двух стратегий родительского поведения.
Стратегия 1
Часть функций учителя ложится на родителей, родители в свою очередь не готовы тратить все свободное время на обучение детей. Растёт злость на учителей и школу, опускаются руки и, как следствие, возникает попустительское отношение к результатам обучения.
Стратегия 2
Родители полностью берут ответственность за результаты обучения на себя. В итоге даже то что ребенок мог сделать сам, он делает с родителями, полностью теряя самостоятельность. В результате – загнанные родители, знающие предмет намного лучше детей.
Как сохранить свое
психологическое здоровье, помогая детям учиться дома
Нагрузки, которые легли на родителей во время организации дистанционного обучения, прибавились к повседневным бытовым обязанностям и нагрузкам по основному месту работы. Итог - усталость, повышенная раздражительность, стрессовое состояние, все это отражается на взаимоотношениях с детьми и близкими.
Рекомендация 1
Избегайте видения проблем как катастрофу! Вы не можете изменить тот факт, что в жизни происходят изменения, но вы можете изменить способ интерпретации и реагирования на эти события!
Рекомендация 2
Не притворяйтесь идеальным и не ожидайте, что другие таковы. Реалистичные ожидания от себя и детей приводят к достижению целей, соответственно, создают хорошее настроение и удовлетворение.
Рекомендация 3
Сосредоточьтесь на позитиве. Спросите себя, будет ли данная ситуация значима для вас через год? Стоит ли настолько сильно волноваться, нервничать или беспокоится?
Для того, чтобы стать союзником ребенку в дистанционном обучении,
родителям необходимо сделать всего 5
«психологических шагов».
1 шаг. "Я не могу в это
поверить!", "Только не снова!".
Это фразы, которые мы говорим себе при встрече со всем новым и неизвестным. Мы не хотим верить, что изменения происходят!
2 шаг. "Это
несправедливо!", "Я не хочу этим заниматься!".
Когда мы осознаем, что изменения реальны и коснутся нас, появляется злость. Мы злимся и обвиняем кого-то или что-то в том, что с нами происходит.
3 шаг. "Может это
пройдет?", "Нужно немного потерпеть".
Попытка отложить неизбежное новое. Мы начинаем торговаться, лишь бы отдалить перемены.
4 шаг. "Я устал и больше не
могу!", "Нет больше сил!".
Когда мы понимаем, что приближающиеся перемены становятся реальными, что перемены повлекут за собой множество изменений, но от этого никуда не деться.
5 шаг. "Все будет
хорошо!".
Когда мы понимаем, что борьба с переменами не дает результатов, и нужно менять уклад жизни. Это заставляет искать новые возможности и пути. Творчески справляться с изменениями.
Как научить ребенка
самостоятельности
Самостоятельность ребенка это прежде всего ответственность за те дела или задания, которые ребенок должен выполнить. Как сделать учёбу самостоятельной?
Передать поэтапно ответственность за выполнение учебных заданий. Сначала контроль за
всеми этапами, потом постепенно ослабляем контроль, передавая эту функцию ребенку.
Этап 1
Организация работы (формулируем с ребенком вместе где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом).
Этап 2
Исполнение домашнего задания (каким образом выполнить задание, в какой тетради, как).
Этап 3
Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).
Как сделать дистанционные уроки
привлекательными для ребенка
Чаще хвалить детей за их успехи, заинтересовать ребенка результатом, тем самым давая стимул двигаться дальше.
Интересоваться делами, учебой ребенка; помогать при выполнении домашних заданий в
форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность.
Объяснять ребенку, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал).
Как и зачем сотрудничать с
учителем
Родителям необходимо контролировать обучение ребенка, регулярность посещения виртуальных уроков по расписанию, своевременность выполнения и отправки домашнего
задания, поддерживать и мотивировать ребенка! Тогда дети смогут освоить дистанционные
программы обучения, а учителя, опираясь на содействие родителей, смогут разнообразить
формы подачи учебного материала!
Движение
должно быть двусторонним, навстречу друг другу!
Авторы:
М.Д. Иванова, канд. психол. наук,
доцент каф. психологии
А.Ю. Долгов, канд. технич. наук,
доцент, проректор по
информатизации и инновационным
технологиям в образовании
ПГУим. Т.Г. Шевченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий