Обучение
детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
При работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья можно применять особые коррекционно-развивающие
педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в
обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных
технологий обеспечит развитие у обучающихся познавательной активности,
творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
У большинства учеников с ОВЗ
отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость
мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и
самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и
приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность
учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на
процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления
ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на
доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень
собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и
для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие
активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в
развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов.
Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной
деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения
школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических
процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня
активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности
познавательной деятельности в целом.
При
подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной
стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего
упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации
учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с
ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой
конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся
методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в
практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый,
коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля
и взаимоконтроля.
Рекомендации
по обучению детей с ОВЗ с учетом их познавательных возможностей.
Большое значение имеют различные
виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
– обучение без принуждения (основанное
на интересе, успехе, доверии);
– урок как система реабилитации, в
результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя
способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
– адаптация содержания, очищение
учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
– одновременное подключение слуха,
зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия
материала;
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ
можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
– Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в
ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на
доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное
задание лучше других.
– Узелки на память (составление,
запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые
нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для
закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи
при выполнении заданий.
– Восприятие материала на определённом
этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового
восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в
ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после
урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
– Использование картинного материала
для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия,
внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
вместе.
– Игры для начала занятия. Самый
простой способ создать непринужденную атмосферу – это провести игру, которая
задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.
Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и
способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия
используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы.
Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения,
когда участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет
закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и
игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.
– Игры на снятие напряжения. Эти
упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или
возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого
эмоционального напряжения.
– Использование презентации и фрагментов
презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет
сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ
органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации
взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий