Рекомендации
родителям по профориентации
Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что
они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо
него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не
готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть испытывает
страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им
предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено
расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг
предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что
вряд ли родителям стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в
выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от
старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя
полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у
него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что
профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как
скучную и тягостную обязанность.
Выбор профессии – дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит
относиться к нему как к процессу необратимому. Тот
выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и
потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им
интересна, ну а если их предпочтения изменятся – в этом нет никакой трагедии.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в
прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно
предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время
востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в
любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать
заново.
Основные ошибки
на пути к правильному выбору
Каждый
человек обладает неповторимым букетом способностей, интересов, ценностей и
целей. Каждый рождается, чтобы реализовывать свои уникальные способности на
благо мира. Это путь к личному счастью и процветанию общества.
Соответственно, под правильным выбором мы подразумеваем такой
выбор (в нашем случае – профессии), который позволял бы наиболее полно раскрыть
и реализовать индивидуальность человека.
Но
в реальности мы часто сталкиваемся с многочисленными факторами, которые сбивают
нас с верного пути, уводят в сторону от проживания именно своей, а не чужой,
жизни.
· Ориентация
на внешнее мнение. Это может быть мнение друзей,
родителей, учителей. И даже мнение рекламы (о том, что модно, престижно,
востребовано или даже сулит небывалое счастье). Иногда в этих голосах может
прозвучать и зерно истины, но важно научиться слушать себя: откликается ли это
во мне, подходит ли. На протяжении всей жизни таких внешних голосов встретится
немало, иногда они будут даже противоречить друг другу. Поэтому умение отбирать
ценное, отсеивая шум, – весьма полезное качество, которое стоит тренировать с
детства. К примеру, достаточно часто ребята говорят, что хотят быть
менеджерами. Но при этом они знают про эту профессию только то, что обычно
пишут на рекламных плакатах, вроде «модная профессия 21-го века». Кстати,
именно экономика и менеджмент являются теми областями, в которых учащиеся чаще
всего разочаровываются. Впрочем, свой вклад сюда вносит не только ориентация на
внешнее мнение, но и следующая ошибка.
· Ориентация
на выгоду. Ориентация на выгоду – отличительная черта
нашего времени, но она вовсе не полезная и конструктивная. Нужно понимать, что,
во-первых, профессия и место работы – это не синонимы, и заработок зависит
прежде всего от места работы, а не от самой по себе профессии или образования.
А во-вторых, шанс зарабатывать больше появляется в той области, к которой лежит
душа, когда есть искренний интерес и необходимые способности.
· Ориентация
на беззаботность. Желание получить что-то, не напрягаясь,
приводит к тому, что мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Вуз поближе к
дому; факультет и специальность с наименьшим конкурсом; институт, в котором
есть «свои люди» и т. п. Очевидно, что о реализации своих способностей речи не
идет. А, как мы помним, именно возможность применить свои уникальные
особенности для блага других ведет нас к счастью, успеху и процветанию.
Научиться осознавать влияние этих факторов – важная задача и для самого
подростка, и для родителей. Это шаг на пути к более зрелому выбору. Удачи Вам и
вашим детям!
Памятка для
родителей по выбору профессии
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая
профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности,
способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против»
выбранной им профессии.
3.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с
позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные
качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5.
Если возникли разногласия в выборе профессии,
используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это
может обернуться стойкими конфликтами.
7.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и
желание, чтобы его мечта сбылась.
8.
Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за
это. Ошибку можно исправить.
9.
Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией,
дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы,
занятий в кружках и т.д.
10. Помните, что
дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий