Необходимость психологической подготовки
к ЕГЭ
Результат
всякого обучения – твердое знание,
четкий навык.
Это всегда нечто определенное и конечное. Но вот требуется обратное: умение
работать с неопределенностью.
Психика человека долго приспосабливается к новому, к
сложным ситуациям. Всем известно, что экзамены требуют усиленных нагрузок;
вызывают у выпускников повышенную тревожность и страхи за результаты ЕГЭ,
напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов.
Ситуацию с введением обязательного ЕГЭ и подготовкой к
нему можно назвать особенно стрессовой, потому что она, помимо переживаний,
сопровождающих любую аттестацию, характеризуется и другими особенностями,
которые выступают как стрессоры: непривычность и новизна ситуации; вызывающая
страх и чувство беспомощности неизвестность.
ЕГЭ уже по своей сути вызывают стрессовое состояние,
которое проявляется как ответ организма на предъявляемые ему требования, как
потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить
нормальное состояние.
Рассмотрим их подробнее.
Новизна ситуации. Для учащихся она может быть нова по сравнению с учебными занятиями
и формами учета их учебных достижений и ЗУНов. Тем более, что необычна и окружающая обстановка экзамена.
Учителями новая процедура недостаточно освоена, т.к. подготовка
к решению тестовых заданий, от которой в большой степени зависит успех, не
входит в стандарт образования. Она внутренне не принимается и отторгается уже
потому, что предметники – люди здесь не только «вовлеченные», но и тоже
аттестуемые в новой непривычной форме.
Родители сравнивают все с собственным опытом. ЕГЭ для них тем
более непривычен и нов («в наше время у нас все было не так»), требует от них
новых знаний о процедуре и ее правовых основах, уверенных представлений о
вариантах своих действий и т.д.
Для всей системы
образовательного учреждения введение ЕГЭ требует перестройки и интенсивной работы с
совершенно новым для школы содержанием, организации элективных курсов и
факультативов, оперативной помощи учащимся и их родителям, обучения педагогов
новым методам подготовки школьников к итоговой аттестации.
И здесь, как говорится, чем раньше, тем лучше. Чем
скорее начать активное включение в деятельность и перестройку под новые
требования, тем быстрее произойдет адаптация системы, а ее уравновешивание
приведет к снижению нагрузок, связанных с приспособлением к новому.
Неизвестность, вызывающая страх. Несмотря на стандартную процедуру ЕГЭ, он
воспринимается как событие, чреватое неожиданностями.
Особенно если вовремя не позаботиться о получении
необходимой информации. Участники ЕГЭ постоянно находятся в состоянии
переживания «а вдруг что случится». Соответственно, чем более они информированы
о процедуре, правилах, сложных моментах ЕГЭ, тем меньше поводов для мифов.
Владение информацией помогает владеть ситуацией и отчасти собой.
Постоянно меняющаяся ситуация. Ничего не стоит на месте. И все мы являемся
свидетелями того, как из года в год меняются правила, условия, задания.
Официальные лица постоянно подчеркивают, что процедура будет постоянно
совершенствоваться, а значит, и меняться. И это, помимо неопределенности,
порождает у школьника и родителей еще и чувство несправедливости, что на их
долю достался не самый лучший, не самый отработанный, не самый безошибочный и
верный вариант.
За срок существования экзамена его структура и
содержание не утвердились полностью. Практически каждый год на основе
результатов прошлых лет в спецификацию экзамена по большинству предметов
вносятся пусть незначительные, но изменения, нацеленные на повышение
объективности оценки выполненных работ: изменение числа заданий в той или иной
группе, изменение первичного балла,
уточнение критериев проверки заданий группы С. В
результате чего каждый школьник и
учитель должен понимать, что для получения справедливого высокого балла (100)
необходимо тщательно подготовиться самостоятельно (или с репетитором),
повторить все темы по кодификатору, попрактиковаться в прохождении пробных
тестов за отведенное время; обратить внимание на произошедшие за год изменения
и т.п.
Но в случаях, когда тестирование показывает, что
экзамен недостаточно объективно оценивает уровень знаний учащихся или
охватывает слишком узкий круг тем, в спецификацию вносятся значительные изменения.
Тогда меняются форма и содержание заданий; вводятся новых модели заданий;
перераспределяются задания по уровням сложности; изменяется круг охватываемых
тем.
Неизвестность «порогового балла», который каждый год
определяется после проведения и подсчета результатов ЕГЭ, также не позволяет
успокоиться и адаптироваться к раз и навсегда известным условиям.
Ответственность и сложность ситуации. Судьбоносный момент – так может представляться ЕГЭ.
Это сильно повышает его субъективную
значимость, а, следовательно, и уровень тревоги. От него зависит поступление в
вуз. Вроде бы, здесь «количество перешло
в качество»: сдавали два раза с небольшим перерывом, что вызывало сильные
нагрузки и повод волноваться дважды за лето, зато теперь одним выстрелом
выпускник «убивает сразу двух зайцев», да еще и приобретает возможность
подавать документы с результатами одновременно в несколько вузов. Но осознание,
что чем больше мы можем приобрести, тем больше рискуем потерять, повышает
психологическое давление, субъективно усложняет ситуацию.
Угрожающий удар по самолюбию, риск потери своего
статуса в глазах окружающих. «Комплексом отличника» страдают не только
ученики, но и учителя. А родители часто воспринимают ЕГЭ как проверку их
родительской компетентности: перед знакомыми каждый хочет похвастаться успехами
ребенка. И хотя в этом смысле ЕГЭ мало чем отличается от любых иных форм
аттестации, все же вышеназванные факторы только усиливают этот внутренний страх
не соответствовать ожиданиям и потом краснеть перед соседями, подругами,
коллегами.
Интересны результаты исследования психологической
готовности к ЕГЭ, проведенного О. Чуча
по показателям «знание о процедуре», «умение работать с информацией»
(внимание, логика, память) и «личностные особенности» (интроверсия,
организованность, эмоциональная стабильность), а также по интегральному
показателю «психологическая готовность».
Русский язык (факторы расположены в порядке убывания).
Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку связана:
-
в первую очередь, с внимательностью;
-
готовностью работать самостоятельно;
-
способностью логически рассуждать;
-
организованностью, то есть способностью правильно планировать свое время;
-
со знанием о процедуре сдачи экзамена.
Тревожность как таковая не очень связана с успешностью
на экзамене по русскому языку.
Память оказалась совсем не связана с успешностью сдачи
экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ (отмечается, что память играет важную
роль в успехе сдачи экзамена по русскому языку молодыми людьми, но не
сказывается у девушек).
Таким образом, успешнее сдают ЕГЭ по русскому языку
те, кто
1)
лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования
предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки,
2)
кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно
рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко прочитать и ясно понять
само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое
время, придерживаясь определенной стратегии действия,
Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи
экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда.
Математика.
Также обнаружено наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по
математике со всеми показателями, кроме памяти. Выявленные особенности сдачи
экзамена характерны и для девушек, и для ребят. Обнаружены зависимости:
- для успешной сдачи ЕГЭ по математике велика роль
умения работать с информацией и личностных качеств;
- в большей степени, чем на русском языке, требуется
концентрация внимания и погружение в задачи;
- эмоциональная стабильность, по сравнению с экзаменом
по русскому языку, занимает более значимое место (возможно, экзамен по математике требует большей
собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с
тревожностью ребенка).
Исследование автора дает следующие общие результаты.
Психологическая готовность (общая) заслуженно
признается важным фактором. Доказано, что школьники, которые психологически
готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто
психологически не готов.
Тревожность
может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах:
для математики она более губительна, нежели для ЕГЭ по русскому языку.
Умение работать с информацией оказывается очень важным на экзамене: необходимо
внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять
ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и
связанно выражать свои мысли.
Оперативная и долговременная память. Память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень
необходимых знаний. Оперативную память при сдаче ЕГЭ можно считать незначимым
фактором.
Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое
окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными
тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов,
привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени,
которые более адекватны письменному экзамену. Им не нужна внешняя поддержка со
стороны окружающих, они не надеются на других, ожидая помощи только от самих
себя, своих способностей.
Личностные особенности. Интроверсия (способность работать в одиночку и
ориентация на себя), организованность и эмоциональная стабильность являются
значимыми факторами успешной сдачи ЕГЭ.
Подростки, направленные на общение и взаимодействие с
другими, нуждающиеся в социальных подкреплениях и «поглаживаниях», испытывают большие трудности в специфической
ситуации ЕГЭ.
Не умеющие сконцентрировать внимание, планомерно
организовывать свою работу, активные и импульсивные, спешащие прежде спонтанно
действовать, чем обдумывать, нуждаются в целенаправленной работе по
формированию у них моделей эффективного поведения на ЕГЭ и в период подготовки,
которые помогут успешно преодолеть его. Им также придется потратить больше
времени при подготовке к экзамену.
Тревожные, мнительные, с неустойчивой психикой, с
«комплексом отличника» учащиеся особенно подвергаются воздействию стресса во
время подготовки и проведения ЕГЭ (часты случаи, когда не сумевший собраться и
преодолеть страх и волнение проваливал экзамен).
Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ может быть
представлена рядом необходимых для успешной деятельности состояний и качеств
выпускника-абитуриента, которые и необходимо развивать помимо его предметной
подготовки. В их ряду:
-
чувство
уверенности в своих силах и в завтрашнем дне, преодоление комплексов
«отличника», «неудачника», «жертвы»;
-
снижение
тревожности и эмоциональная стабильность;
-
способность к
самоанализу и рефлексии;
-
сформированность
навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;
-
осознание и
принятие учащимся своих возможностей;
-
осознание им
своей реальной цели в виде ясного и адекватного индивидуальным возможностям
образа желательного результата ЕГЭ;
-
направленная на
успешную подготовку к ЕГЭ мобилизация всех внутренних ресурсов и познавательных
способностей;
-
выработка и
принятие учащимся наиболее верной
личностной стратегии подготовки и поведения на экзамене, соответствующей
его индивидуальности;
-
достаточная
информированность о процедуре и особенностях ЕГЭ;
-
достаточный опыт
решения разнообразных практических задач, необходимо связанных с особенностями
самой процедуры сдачи ЕГЭ;
-
сформированные
общеучебные умения и навыки работы с информацией;
-
особенности
памяти, внимания, мышления, способствующие успешной подготовке и сдаче ЕГЭ;
-
система отношений
(к ситуации экзамена, к себе как субъекту учебной деятельности и
профессионального выбора, к деятельности учения), способствующих эффективному
преодолению возникающих трудностей;
-
навыки внутренней
мобилизации, самоорганизации;
-
внутренняя
положительная мотивация на регулярную самоподготовку и самоорганизацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий