ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Авторы: Анастасия
ПИНЧУК
Донецкий
медицинский лицей ДонГМУ им. М. Горького
Насколько отношение между самоубийством и законами физического и биологического порядка сомнительны и двусмысленны, настолько непосредственны и постоянны соотношения между самоубийством и известными состояниями социальной среды.
Э. Дюркгейм
Проблема самоубийства подростков за
последние два десятилетия во всех цивилизованных странах приобрела чрезвычайную
актуальность и вызвала объективное опасение мирового сообщества по поводу
психического здоровья подрастающего поколения. По данным Всемирной организации
здравоохранения, это связано с увеличением абсолютного числа самоубийств и
суицидальных попыток среди молодежи.
14-летний учащийся школы-интерната
Миша С. свел счеты с жизнью, повесившись в изоляторе. Подросток был закрыт
воспитательницей исключительно в педагогических целях: ей стало известно о том,
что парень хочет удариться в бега. Вот и решила подстраховаться. Кто же мог
предположить подобный финал?
Казалось бы, типичный пример для
определенного контингента учащихся. Но статистика также показывает возрастающее
число суицидов детей и подростков из достаточно благополучных и обеспеченных
семей.
Не подлежит сомнению
многофакторность и многогранность причин суицидального поведения. Одни
исследователи отводят большую роль психическим и поведенческим расстройствам,
другие — видят истоки самоубийств во взаимодействии между основными
инстинктами. Отечественные суицидологи считают, что в основе самоубийств лежит
социально-психологическая дезадаптация личности в условиях переживаемого ею
конфликта. Поэтому проблемой предупреждения суицидов, кроме членов семьи,
должны заниматься педагоги, психологи, социологи, юристы.
Профилактика самоубийств у детей и
подростков должна начинаться с единого понимания современной суицидологической
терминологии.
1. Суицид — (самоубийство) —
следствие агрессивных действий личности, намеренно направленных на лишение
собственной жизни. Критерий преднамеренности или предвидения смерти должен
способствовать отграничению суицида.
2. Пресуицидальный период —
состояние, характеризующееся определенными психологическими и
психопатологическими признаками, длящееся от момента возникновения суицидальных
тенденций до совершения суицидальной попытки.
3. Суицидальная попытка:
а) суицид, который по не зависящим
от человека обстоятельствам не имел летального исхода (своевременное оказание
помощи другими лицами, успешная реанимация и т.д.);
б) аутоагрессивное действие, прямо
не направленное на лишение себя жизни, но и не исключающее летального исхода.
4. Суицидальные тенденции — прямые
или косвенные показатели, свидетельствующие о снижении ценности собственной
жизни, об утрате смысла жизни, о нежелании жить.
5. Демонстративно-шантажные
действия — акты членовредительства или самоповреждений, направленные на
оказание морального давления на окружающих с целью получения выгоды и не
предусматривающие смертельного исхода. Например, ребенок шантажирует угрозами
суицида своих родителей с целью обращения на себя их внимания или
удовлетворения каких-либо требований.
6. Постсуицидальный период —
состояние, определяющееся соматическими и психопатологическими расстройствами,
продолжающееся от момента совершения суицидальной попытки до периода полной
реабилитации.
Суицидальное поведение подростков
во многом сходно с аналогичным поведением взрослых, но все же отличается
определенным возрастным своеобразием. Это обусловлено спецификой
физиологических, психологических и психопатологических процессов, свойственных
формирующемуся организму и личности с еще не законченным процессом
социально-биологического развития. Динамичность, незавершенность,
неустойчивость нервно-психических функций в этом периоде, по мнению многих
исследователей, являются благодатной почвой для развития психопатологических
реакций. Еще в 1909 году исследователь В.К. Хорошко писал, что некоторые
элементы психологии ребенка, и особенно подростка, «по одному факту своего
существования» могут предрасполагать к самоубийству. При этом имеется в виду
выраженная впечатлительность и внушаемость детей, их способность ярко
чувствовать и сопереживать, склонность к колебаниям настроения, слабость
критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в
принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается
такими переживаниями, как гнев, протест, злоба, стремление наказать себя и
других. В подростковом периоде часто наблюдается повышенная склонность к
самоанализу, пессимистической оценке действительности и собственной личности.
Препубертатному и пубертатному
возрасту особенно присущи эмоциональная неустойчивость, склонность к
философским рассуждениям, меланхолические переживания, неудовлетворенность
собой, переоценка тяжести конфликта. Одной из причин особого эгоцентризма
подростков является свойственное данному возрасту мнение о собственной
исключительности. Многие формы поведения связаны с возрастным «кризисом
оригинальности» — желанием отличаться от других. Специалисты отмечают, что
нередко подростковая агрессия — не более чем защитный механизм, маскирующий
пубертатную сомато-психическую астенизацию.
Конфликтность подростков,
обусловленная возрастными психофизиологическими механизмами, как правило,
выражается в форме разнообразных реакций. Несмотря на то, что такие реакции
нередко выходят за рамки психологических, они в настоящее время больше известны
педагогам, чем врачам.
Основные противоречия подросткового
возраста часто бывают связаны с несовпадением полового и социального
созревания, с неравномерностью взаимодействия отдельных сфер психики. Так, при
достаточно высоком интеллекте сам процесс мышления нередко отличается чертами
ригидности, импульсивностью решений, преобладанием идей эгоцентрического
направления, снижением объективности суждений. По наблюдениям специалистов,
эмоционально-лабильный тип личности, как вариант временного видоизменения
характера, отмечается примерно у 25 % здоровых подростков.
Большое значение в формировании
суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое
представление о своей внешности, эротические переживания, типично юношеская
идеализация любви и сексуальных отношений — это лишь некоторые из существенных
механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство
собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые
делают подростка угловатым, неуклюжим, создавая проблему «гадкого утенка».
Суицидальные попытки в
детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной
зависимости от наличия депрессии. В этой связи чрезвычайно важная роль
принадлежит опосредующему влиянию окружающей среды.
Особые трудности своевременного
распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих
случаев самоубийств во многом обусловлены непониманием всей сложности вопроса
взрослыми, которые считают проблемы подростков несерьезными, незначительными.
В плане предупреждения самоубийств
необходимо также иметь в виду возрастные особенности депрессивных расстройств в
детско-подростковом возрасте. В клинической картине депрессий в этом периоде
наряду с типичными проявлениями данного синдрома наблюдаются и сугубо
возрастные признаки: соматические и вегетативные эквиваленты; астенические
черты; пассивность интересов и желаний, агрессивность и довольно типичные
нарушения поведения: побеги из дома, «страх школы», школьная дезадаптация,
конфликты с родителями. Эти признаки могут маскировать истинно депрессивный
характер состояния, а следовательно, и недоучитываться как показатель
суицидальной опасности. Практика показывает также, что суициды подростков
нередко бывают связаны с формированием кратковременных психогенных реакций и
разнообразных реактивных состояний. Чаще всего имеется взаимосвязь самоубийств
и их попыток с некоторыми видами отклоняющегося поведения: прогулами школьных
занятий, вредными привычками, мелкими правонарушениями, конфликтными
взаимоотношениями с родителями, сексуальными эксцессами и т.д.
Наиболее типичными для детей и
подростков являются следующие мотивы суицидального поведения:
— обида, одиночество,
отчужденность, непонимание окружающих;
— действительная или мнимая утрата
родительской любви, неразделенная любовь, ревность;
— смерть близких, развод родителей;
— чувство вины, стыда, оскорбленное
самолюбие, угрызения совести, недовольство собой;
— боязнь позора, насмешек,
унижения;
— страх наказания, нежелание
принести извинение;
— любовные неудачи, сексуальные
эксцессы, случайная беременность;
— чувство мести, злобы, протеста;
— угроза, вымогательство со стороны
кого-либо;
— желание привлечь к себе внимание,
вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, сложной ситуации;
— сочувствие или подражание
товарищам, героям книг или фильмов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий